Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Многогранная сфера деятельности Римского-Корсакова

  • Композитор, творчество которого охватывает более 40 лет;
  • Педагог, професор с 1871 года, создатель Петербургской композиторной школы; за 37 лет преподавания — более 200 музыкантов, среди которых Лядов, Глазунов, Аренский Гречанинов, Черепнин, Асафьев, а также Прокофьев, Стравинский и Мясковский. Римский-Корсаков создал новое направление, которое называют школой Р.К. (беляевский кружок)
  • Фольклорист. Собрал и систематезировал в 2 сборниках древнейшие русские песни ( 1 сб. — “100 русских песен”, 2 сб. — “40 русских песен”)
  • Литературная деятельность: огромный труд — “Летопись моей музыкальной жизни”, учебник по гармонии, “Основы оркестровки”, а также многочисленные статьи.
  • Редактор произведений других композиторов. Уходили из жизни другие, оставляя незавершенными свои произведения и Р.К. завершил: “Борис Годунов”, “Хованщина” Мусоргского, “Князь Игорь” Бородина, “Каменный гость” Даргомыжского и 3-я симфония Бородина.
  • Р.К. Является ярким последователем творчества Глинки (светлый, солнечный композитор по мировоззрению и мироощущению; удивительно гармоничный).
  • Как и другие композиторы “Могучей кучки” он является глубоко русским художником, так как опирался в своем творчестве на фольклор, на народное искусство: “Я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое или подсказанное ими сонову своего творчества” Р.К. Народная песня — основа музыкального языка Р.К.; он не только цитирует народные мелодии, но и создает собственные, которые нельзя отличить от фольклорных.
  • Ключевой темой его творчества является встреча с Красотой, с Прекрасным, с Искусством — категориями, явлениями вечными. Уверенность в непобедимости прекрасного в человеке воплотилось в образах народа — творца чудесных песен, сказок, и не случайно многие его герои были музыкантами, сказителями: Лель, Садко, Шехерезада. Проявление прекрасного появилось у него и через образы природы, без которой по Р.К. доброе начало, жизнь, гармония на Земле невозможны.
  • Пантеизм — одушевление сил природы ( “Я поклоняюсь природе или же воспеваю ее до поклонения” Р.К.).
  • Оркестр.
  • Творчество Р.К. делится на несколько периодов: 1865-1872 — историческая опера “Псковитянка”, романс “На холмах Грузии”; 70-ые годы — приглашение на работу в консерваторию, создание оперы “Майская ночь” (по Гоголю); 80-ые года: “Снегурочка”, заканчивая ее он ” почувствовал себя созревшим музыкантом, оперным композитором”, в эти же года 2 мировых симфонических шедевра: 1888 — “Шехерезада”, “Испанское каприччио” — 1887г; 90-ые годы — “Ночь перед Рождеством” Гоголь 1894г, опера-былина “Садко” 1896г, в этот период он создал новый для себя тип лирико-психологической оперы — “Царская невеста”, “Моцарт и Сальери”, 1899г — опера-сказка “О царе Салтане”; 1904г — легенда “Сказание о невидимом граде Китиже и деве Феврании”.
  • Творчество Р.К. рубежа веков тесно соприкасается с гражданскими идеями своего века. 1902г — “Кощей Бессмертный”, жанр — “осенняя сказочка”. Премьера ее прошла в 1905г силами студентов и превратила в мощную демонстрацию. Мысль оперы — мечта о свободе, о жестких пут царизма. Эта опера была началом музыки ХХ века (по муз. языку обращена в будущее). Без нее иначе бы писали Стравинский, Прокофьев и др. композиторы. В этом ее значение. В этой опере продолжена линия осуждения царского правительства. 1907г — “Золотой петушок”; под ликом сказки воплощена беспощадная сатира, явная пародия на самодержавие. Жанр — “небылица в лицах”. Опера была запрещена к постановке и это оказалось последним ударом для Р.К. Через год (1909) она была поставлена, но уже после смерти композитора. Последних две оперы “Золотой петущок” и “Кощей Бессмертный” Р.К. насыщает аллегорией, символикой, обостряет гармонический язык, усиливает роскошь и блеск оркестровых красок.

Римский-Корсаков написал 15 опер. После своей первой (исторической) “Псковитянка” большая часть — сказки. “Снегурочка” — весенняя сказка 1881г; “Ночь перед Рождеством” — быль-комедия 1894г; “Сказка о царе Салтане” 1900г; “Кащей Бессмертный” 1902г; “Садко” — опера-былина 1906г; “Сказания о невидимом граде Китиже” — опера-легенда; “Золотой петушок” 1907г — “небылица в лицах” и др. Римский-Корсаков говорил: “Мой род — сказка, былина и непременно русские”. Древняя Русь обладала для Римского-Корсакова особой притягательной силой и предстала в его творчестве во всем своем своеобразии и красоте. Сказочные оперы Р.К. образовали самостоятельную ветвь в русском оперном жанре и в этом их значение.

“Снегурочка” Римского-Корсакова написана по пьесе великого русского драматурга Н.Островского (либретто сделал сам Корсаков. Декорации — Васнецова).

Чем привлекла Корсакова пьеса Островского?

  1. Жанром — сказка, в которой волшебное тесно переплетается с действительностью, потому в ней 2 мира: мир волшебный — Дед-Мороз, Весна, Леший; мир реальный — Мизгирь, Купава, Берендей; а связующее звено между ними — Снегурочка, Лель, Царь-Берендей (полумифический, полуреальный). И потому 2 линии — сказочная и бытовая.
  2. Красотой старинных народных обычаев и обрядов (масленница, свадебный обряд, купальская неделя).
  3. Своим солнечным оптимизмом, поэтичностью образов, пантеизмом.
  4. Народностью языка.

“Снегурочка” — любимая опера Римского-Корсакова. Она создана и в целом за одно лето; “Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкость. и скоростью… Не было для меня на свете лучшего сюжета… Лучших поэтических образов… Лучшего миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-солнцу” — писал Корсаков в “Летописи моей лучшей жизни”.

  • Мизгирь — “злой паук, питающийся кровью”. Купец, торговый гость, которого ничем вроде бы не удивиш; он властен, умен, красив, дерзок, силен, предприимчив, много видел на светею Но неземная красота Снегурочки поразила его. И еще он понял, что не все можно купить, завоевать силой и денгами. В его представлении все можно купить, завоевать. У него свои представления о жизни, любви, свои законы, вот почему измена Мизгиря Купаве потрясла берендеев, они возмущены и осуждают его. Мизгирь — чужой, и он единственный, дерзнувший не покориться законам Солнца и берендеев царства и потому он погибает, бросаясь от отсаяния поражения в озеро.
  • Купава в переводе “страсть”. Образ резко контрастный Снегурочке. Характер — решительный, горячий, динамичный, “земной”. Энергичная ариетта, построенная, в сущности, на развитии одного стремительного короткого мотива, выражает одно чувство — чувство радости, а потому проходит на “одном дыхании”. Форма — одночастная сквозная. Непрерывная пульсация струнных подчеркивает возбужденный и страстный характер девушки.
  • Лель — и реальный персонаж (пастушок), и сказочный — символ вечной магической силы искусства и любви — даров бога Ярило. Он охарактеризован исключительно жанром песни — 3 песни. Первая лирическая протяжная “Земляничная ягодка”, а вторая и третья — в стиле плясовых песен.
  • Снегурочка — впервые в русской музыке родился хрупкий образ девичьей красоты, беззащитной перед силами природы. Рожденная противоестественным союзом холода и Тепла прекрасная собой, но не наделенная человеческими чувствами любви, она вносит дисгармонию в жизнь берендеев. Она невольно разрушает счастье Купавы, страдает сама, познавая горестные чувства. Полученный драгоценный дар любви становится залогом ее гибели. Однако с ее исчезновением восстанавливается мир, гармония в природе, сердцах и душах берендеев, а значит и в самом царстве берендеев, основанном на справедливости в согласии с законами природы.

Первая ария — “С подружками по ягоды” внешне шаловливое дитя природы (бег шестнадцатых, флейта), но застывшая, словно замороженная изнутри (ползучие хроматизмы застывающие)).

Ариетта “Слыхала я” раскрывает таящееся в Снегурке весеннее начало, полное пеясных желаний, мечтаний. Музыка построена на необычных и напряженных мелодических интонациях и увлеченность песнями Леля — именно через любовь к песням Леля Снегурочка приходит к людям.

Ариетта “Как больно” — именно здесь начинается психологическое развитие ее образа. Горькое чувство одиночества охватывает Снегурку. Брошенный Лелем цветок порождает в ней чувство обиды, боли, горечи, ревности, g-moll, острый пунктирный ритм, мелодия широкого дыхания, медленный темп.

  • Образ снегурочки — единственный, который получает развитие, преобразовывается. Этот процесс воплощен через группу лейтмотивов и лейттембров. Сперва образ ее и пение почти неотделимы от природы (инструментального типа вокальные мелодии Снегурочки). Но постепенно речь ее теплеет, становится певучей, согревается человеческими чувствами обиды, боли, страха, любви, холодный тембр флейты сменяется жалостливым гобоем, задушевными струнными, подчеркивая преобразование внутренней сущности героини, которая стремится из мира природы в мир людей, очеловечиться. Тональности “весенние” — A-dur, E-dur, D-dur. А в конце Des-dur — тональность любви.
  • Сцена таяния — кульминация ее образа. В ней проходят темы звучащие ранее в ее партиях. Но как они преображены! Здесь они звучат по-человечески тепло и лирически проникновенно. Музыка наполнена блаженным оценением, светом, теплом. И потому незащищенность Снегурки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. Самое интересное средство здесть гармония — горькая, щемящая, не законченная, неустойчивая из-за неразрушенности D гармоний разных тональностей.
  • Ярило — высшее божество по словам Корсакова, олицетворяет собой “творческое начало, вызывающее жизнь в природе и морях и управляет ходом событий”.
  • Берендей — символ-олицетворение народной мудрости, поэт, влюбленный в красоту природы, приклоняющийся пред ее величием. Его кавантина — это “размышление о красоте” — это встреча с прекрасным, с искусством. Преклонение перед нами. Это гимн (тихий) природе, красоте и силе ее воздействия на человека.
  • Народность “С”. Музыка очень насыщена подленными народными темами (около 17 народных напевов).
  • Народные мелодии: в пляске птиц, в проводах Масленницы, ай во поле вишенка, просо сеяли, свадебный обряд + голоса природы (крик петуха, птичьи попевки, пастушьи наигрывания).

Музыка оперы насыщена подлинными народными мелодиями и характерными мелодическими, ладовыми и гармоническими оборотами характерными для русской музыки (пентатоника, миксол. лад, натуральный минор, параллельный переменный лад, гармонии побочных ступеней, куплетно-вариационная форма, неквадратное строение предложений, жанр песен, народные квинты, полифония и т.д.)

  • Берендеи и их царство — это идеальное царство наивных и мудрых, справедливых добрых людей, царство, в котором искусству придавали большое значение (обряды, скоморохи, гусляры и т.д.). Интересно, что это народ тюркского происхождения (есть остров на Волге, где сохранилась народность). Но Римский-Корсаков сделал их древними восточными славянами.
WordPress: 41.67MB | MySQL:38 | 0,657sec