Франц Шуберт (1797-1828)

Франц Шуберт (1797-1828)

“Как и щедро время, и как ни прекрасны его дары, второго Шуберта родит оно не так скоро”

“Неисчерпаема музыка Шуберта. Все, на что направлен его взор, чего касается его рука, превращается в музыку… Самый выдающийся после Бетховена, ое творил музыку в высшем смысле этого слова”.

Р.Шуман

Великий австрийский композитор Ф.Шуберт творил в одна время с Бетховеном. Однако круг образов, содержание их произведений различен. Героическое искусство Бетховена питалось революционными идеями, и, потому центре его творчества стоит герой, выдающаяся личность. Расцвет же творчества Шуберта падает на 20-е годы XIX века — годы жесточайшей реакции, когда все революционное. передовое подвергалось гонениям; о высоких идеях французской революции — свободе, равенстве, братстве страшно было даже и подумать: малейшее проявление свободомыслия преследовалось неусыпным оком полиции, цензуры, церкви. Австрия того времени являлась подлинно полицейским государством. Человек страдал от окружающей его действительности. В творчестве многих художников этого времени возникали новые образы и настроения — печали, разочарованности, одиночества, стремление уйти от окружающей его мрачной действительности в мир природы или мечтаний. Это направление называлось романтизмом. На первый план у романтиков выступает простой человек, “маленький”, незаметный, скромный. Ему мало свойственны героические настроения и образы; его волнуют простые и вместе с тем общечеловеческие проблемы: любви, дружбы, счастья. Таков лирический герой Шуберта, раскрывающий свой личный мир, свои душевные переживания. Поэтому Шуберт вошел в историю музыки как один из первых композиторов-романтиков.

Этот гениальный музыкант, открывший в искусстве новые, далеко идущие пути, прожил свою жизнь почти никем не замеченным. Жизнь Шуберта — яркий пример трагической судьбы художника.

Родился Шуберт в Вене. В семье простого школьного учителя. С раннего детства растет в атмосфере музыки; его учили игре на скрипке, фортепиано, органе и пению. В одиннадцать лет он был принят в венскую придворную школу-пансионат — конвикт, открывший перед ним большой заманчивый мир музыки. Участвуя в хоре и играя в оркестре Шуберт знакомился с произведениями знаменитых композиторов прошлого и настоящего. Особенно ему нравились сочинения Моцарта и Бетховена.

Уже в годы обучения в конвикте, Шуберт начал сочинять. Вот что рассказывает его товарищ Штадлер:” Очень интересно было наблюдать, как он сочиняет. Он редко пользлвался для этого фортепиано и не раз говорил, что инструмент отвлекает его. Совершенно спокойно, не обращая никакого внимания на неизбежную в пансионате болтовню и шум вокруг него, он сидел за письменным столом, низко склонившись над нотной бумагой и книгами, — он был очень близоруким, — покусывал перо и иногда для пробы барабанил своими короткими пальцами. Писал он легко и быстро: без больших поправок как будто все должно было быть именно так, а не иначе”. Писал впервые песни, мелкие фортепианные произведения.

По воле отца, считавшего профессию композитора ненадежной, Шуберт становится помощником школьного учителя. Не чувствуя к этой работе никакого призвания, он тяготится ею (“Лучше я буду есть черный хлеб, чем давать уроки”, — говорил он). Кроме того, она мешала заниматься любимым делом — сочинением музыки. И Шуберт, окончательно решив порвать с учительством и родным домом, отдает себя только музыке. Ни нужда, ни невзгоды не могли отвлечь Шуберта от творчества: “Я сочиняю каждое утро; когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую”, — признавался композитор. Он сочинял музыку с необыкновенной быстротой: муз.мысли рождались непрерывно и он часто не успевал их записывать на нотной бумаге. Шуберт мог писать за день 6-8 песен, за один день мог создавать великолепную “Утреннюю серенаду” или балладу “Лесной царь”. Шуберт был очень веселым и жизнерадостным человеком и очень общительным. В Вене были известны так называемые “шубертиады” — вечера, на которых Шуберт и его друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности, с произведениями Шуберта, который был душой этих собраний. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых как в зеркале отражались доброта, застенчивость и мягкость характера.

WordPress: 41.63MB | MySQL:40 | 0,640sec